Перейти к содержимому




Фотография

Обзор рынка бизнес-образования и тренингов. Часть 2

аналитика обзоры

  • Авторизуйтесь для ответа в теме

Сообщений в теме: 4

#1 внучка

 
внучка

    Администратор

  • Администраторы
  • 444 сообщений
 

Отправлено 15 Август 2016 - 15:27

II. Бизнес-образование за рубежом: какое оно и что перенимает Россия 2.1. Где хотим учиться – в России или за рубежом?
Если мы говорим о работающих людях, уже получивших высшее образование, по разным данным, от 1/3 до половины из них сегодня работают не по специальности. Это как раз и есть та самая потенциальная аудитория слушателей программ дополнительного образования. Компания Begin Group провела исследование мнений 350 менеджеров. В силу желания или непреодолимых условий (невозможность сделать 1-2-х летний перерыв в работе и уехать учиться за рубеж), большое количество менеджеров планируют получать образование именно в России.

Комментирует Ольга Гозман, генеральный директор Begin Group.

Исследование проводилось среди людей, которые зарегистрировались и посетили выставку "Образование для взрослых", то есть среди людей, заинтересованных в получении дополнительного образования во взрослом возрасте. Исследование посвящено сравнению двух групп людей: 1) которые планируют получить дополнительное образование в России, 2) которые планируют получить дополнительное образование на Западе.

О получении дополнительного образования люди начинают задумываться на 4-5 курсе. 2/3 студентов старших курсов считают необходимым получить дополнительное образование. Они начинают выбирать как специальность, так и то место, где они будут ее получать, именно на старших курсах. Они смотрят различные сайты, справочники, посещают выставки, собирают различную информацию о возможностях получения дополнительного образования. Причем речь идет уже о другой специальности, отличной от специальности их первого образования. Как правило, речь идет о популярных сегодня специальностях - экономических, юридических, финансовых, общего менеджмента и т.д.

Возраст респондентов

i-001.jpg

Существует предрассудок, что дополнительное образование получают либо неработающие люди, либо дети богатых родителей. Это совершенно не так. Именно работающие люди задумываются о получении дополнительного образования. Аудитория подразделяется на 2 группы: 1) те, кто только что получил или вот-вот получит первое высшее образование; 2) те, кто уже работает.

Нужно отметить, что за рубеж обычно уезжают более молодые, после бакалавриата. Они более мобильны, у них нет семей. Кроме того, обычно у них нет высоких карьерных позиций, которые бы они боялись здесь потерять. Это связано еще и с тем, что система 4+2, которая сегодня введена в России, не вызывает доверия. Многие считают, что от 5 лет просто отняли 1 год, и разделили его на два, хотя объем знаний остался тем же.

Род занятий

 

i-002.jpg

Среди людей, которые после окончания бакалавриата уезжают на Запад, в целом довольно много людей, ориентированных на отъезд. Когда они закончили школу, им было 16-17 лет, было рано. А 21-22 - в самый раз.

Степень к моменту получения дополнительного образования

i-003.jpg

Многие вузы сталкиваются с тенденцией, что люди идут получать второе образование во второй раз. Первый раз они его получали в начале и середине 90-х, и эти знания на сегодняшний день устарели. Также изменились требования и программы.

Кроме того, довольно большое количество людей ориентировано на lifelong learning. Соответственно, когда резко изменилась экономическая ситуация в стране, образование стало необходимо в качестве "скорой помощи", чтобы перестроиться и стать востребованным на рынке труда. Сегодня же в условиях стабильное экономики люди стали планировать свою жизнь и карьеру, считают, что учиться надо всегда.



#2 внучка

 
внучка

    Администратор

  • Администраторы
  • 444 сообщений
 

Отправлено 15 Август 2016 - 15:28

Наиболее популярные специальности

i-004.jpg

Получать дополнительно образование идут не ради диплома. У нас бренд вуза редко определяет позицию и зарплату. Работодатель смотрит не на диплом, а на знания и опыт работы.

Мотивы получения послевузовского образования: знания или сертификат?

i-005.jpg

Несмотря на бесконечные публикации о падении качества российского образования, доверие к классическим вузам у потребителя образовательных услуг достаточно высоко. Большой процент людей НЕ считают, что знания, полученные в России, будут неактуальными или низкого качества.

Причины получения образования в России

i-006.jpg

 

Те, кто планируют получать образование на Западе, говорят о нескольких фактах. Например, ряд специальностей появился на Западе значительно раньше, чем в России. Поэтому, обучаясь новой специальности на Западе, человек получает шанс стать первым в этой специальности в России. Еще несколько лет назад, например, никто не слышал о логистике, а сегодня масса факультетов в России предлагают обучение этой специальности.



#3 внучка

 
внучка

    Администратор

  • Администраторы
  • 444 сообщений
 

Отправлено 15 Август 2016 - 15:28

Причины получения образования за рубежом

i-008.jpg

В связи с тем, что растет уровень жизни, люди много путешествуют, западный образ жизни перестал быть чужим. Люди, имеющие средства, рассматривают обучение на Западе наравне с обучением в России. Это больше не экзотика. Знакомые и родственники получают образование на Западе. Хотя пока это намного дороже, чем в России.

Оплата образования

i-009.jpg

Люди, получающие дополнительное образование во взрослом возрасте - это люди, для которых образование в их системе жизненных ценностей играет важную роль. Поэтому они планируют так или иначе продолжать обучение в течение всей жизни.

Довольно много людей, получив некое дополнительное образование в России, планируют пройти через несколько лет обучение по той же специальности на Западе.

Продолжение образования

i-010_2.gif

Выбирая дополнительное образование, потенциальный слушатель имеет достаточно хорошее представление о российских вузах, так как всегда есть родственники и знакомые, которые заканчивали эти вузы, есть известные бренды, есть возможность посетить эти вузы лично + выставки и дни открытых дверей.

Информация в СМИ, в Интернете и на выставках играет большую роль, особенно для западных вузов, так как о них информации у потребителей намного меньше.

Источники информации о послевузовском образовании, которыми регулярно пользуются респонденты

i-010.jpg

 

Люди сегодня все больше и больше информации черпают из Интернета. Возрастает значимость сайтов вузов при выборе образовательной организации. Люди обращают внимание на дизайн и информативность сайта, оценивают по этим параметрам сам вуз.

Интернет-ресурсы, которыми пользуются респонденты при поиске информации о послевузовском образовании

i-011.jpg

«Первое высшее образование дает базу, дополнительное образование дает направление»



#4 внучка

 
внучка

    Администратор

  • Администраторы
  • 444 сообщений
 

Отправлено 15 Август 2016 - 15:28

2.2. МВА в России и за рубежом - следуем за Западом своей дорогой

Степень МВА как бренд в последние 20 лет стала настолько популярна, что количество подобных заведений растет с умопомрачительной скоростью, и эта тенденция в самом разгаре. Однако до перехода количества в качество еще очень далеко, и эксперты справедливо считают, что классическое бизнес-образование со всеми атрибутами традиционно высокого качества пока можно найти только в Европе и Северной Америке. С этим трудно не согласиться, ведь ведущие университеты и школы США и Европы вот уже несколько десятилетий каждый год выпускают мировую элиту менеджмента, а конкурсы на поступление в эти заведения остаются стабильно высокими, несмотря ни на какие мировые кризисы.

Что же из себя представляет бизнес-образование на Западе?

Это некий сплав традиций, которые остаются незыблемыми уже много лет, и нововведений, без которых в быстро меняющейся социально-экономической и политической картине мира не обойтись.

Поступление

Каждый выпускник престижной американской или европейской бизнес-школы скажет, что поступление - долгая и ресурсоемкая работа, требующая большой внимательности и кропотливости. Большинство университетов и школ США набирают слушателей один раз в год, в начале осени. Иногда разрешается подавать документы весной и даже летом. Однако в этом случае вам может придти предложение о зачислении только в следующем потоке, то есть еще через год.

Часть американских и большинство европейских школ практикуют другую систему приема документов: rolling deadline - документы можно подавать в любое время года. Такие школы обычно проводят два набора в год - осенний и весенний.

Сроки обучения

Традиционно обучение в американской бизнес-школе длится два года, а в европейской - один. Постепенно это становится конкурентным преимуществом именно европейских университетов, потому что далеко не каждый потенциальный слушатель готов сделать перерыв в своей карьере на целых два года (и потратить в два раза больше денег). Кроме того, только обучение full-time (то есть очное обучение каждый день) считается настоящим МВА (хотя существуют и вечерние, и модульные, и дистанционные форматы). К слову, в России обучение full-time, напротив, является очень непопулярным, его предлагают только несколько бизнес-школ.

Глобализация

Одна из ценностей европейского бизнес-образования - это возможность познакомиться с культурой и принципами ведения бизнеса других стран. Именно многонациональный состав студентов и обеспечивает это. Когда на курсе учатся студенты из 70-80 стран мира, это уже считается нормой. Естественно, все они имеют тот или иной опыт работы в бизнесе, в том числе в компаниях собственной страны. Многие школы предоставляют студентам возможность разрабатывать собственные кейсы, в которых и отображается этот опыт.

В последнее время между европейскими школами обострилась конкуренция, что заставило их проявлять максимальную гибкость в построении учебных программ. Они открывают, к примеру, кампусы в азиатских и восточноевропейских странах и заключают партнерские соглашения с американскими бизнес-школами. Все чаще взоры представителей европейских бизнес-школ обращаются на Россию, где они ищут деловых партнеров. Именно поэтому сегодня в России уже достаточно большое количество программ МВА работают в партнерстве с европейскими и американскими университетами.

Наиболее известные европейские бизнес-школы находятся в Великобритании (London Business School, University of Cambridge, University of Oxford), Испании (IESE Business School), Франции (INSEAD, IMD).

Стоит сказать также, что в мировых рейтингах бизнес-школ стали появляться и азиатские бизнес-школы. Азия нынче испытывает бум популярности бизнес-образования (особенно программ Executive MBA). Например, на Тайване, где численность населения составляет 23 млн. человек, действуют целых 36 бизнес-школ! Среди них как совместные с европейскими и американскими образовательными учреждениями программы, так и собственно национальные бизнес-школы Тайваня, Сингапура, Южной Кореи, Китая, Индии, Филиппин и Японии.

Модели образования*:

1. Британская модель.

В Великобритании 123 школы бизнеса, входящие в ассоциацию ABS, в том числе 42 аккредитованы ассоциацией АМВА. Характерные черты модели (со слов британских специалистов):

  • МВА - это сугубо дженералистская программа (как правило, никакой специализации).
  • МВА - это не получение квалификации, это «выход на новый уровень в менеджменте» (продвижение по службе, новая карьера, новый бизнес).
  • Подготовка «специализированного магистра» - это другой тип программ, где слушатель моложе, цены дешевле, и опыт не так интенсивен, как МВА.
  • «Поступайте на МВА, когда отвергнуты другие возможности», - говорят британцы.

Это в основном соответствует изначальной идее МВА как программы подготовки руководителей широкого профиля. В британских программах также имеются специализированные курсы по выбору. При этом иногда, например, в Лондонской школе бизнеса, в Крэнфилде - в значительных количествах.

2. Французская модель.

36 бизнес-школ (члены ассоциации Chapiter) из 229 вузов-членов Конференции Grand Ecole (высшая ступень специализированного высшего образования). Модель делится на несколько профилей:

  • Executive Specialized Master in Functional Management - Finance, Marketing, Human Resource Management, etc. - 25% базовые курсы, 75% специализация.
  • МВА - дженералистская мастерская программа - 75% базовые курсы, 25% специализация.

«Специализация - ключевой фактор!» (50х50) по времени, что в корне отличает французские программы от британских.

3. В Германии, например, до сих пор дженералистская МВА англо-саксонского типа не популярна и не привлекает широкого внимания, она не соответствует германским традициям именно подготовки специалистов с серьезным учетом отраслевой специфики.

4. Американские программы MBA - это колыбель бизнес-образования. Американские университеты в построении своих обучающих программ имеют довольно сильный академический уклон, а также почти половину учебного времени занимает case-study - метод обучения с использованием кейсов. Он тоже появился на свет в США, в бизнес-школе Гарвардского университета.

5. В России наблюдается склонность к германской модели и большой интерес к специализации среди слушателей программ МВА. Однако наш интерес к специализациям связан и с давлением рынка, где до сих пор существует значительная потребность в квалифицированных руководителях функциональных служб предприятий. Играет свою роль и то, что в российской образовательной системе до сих пор не узаконены специализированные мастерские программы дополнительного профессионального образования, а магистратура - это программы для молодых студентов с исследовательскими наклонностями.

*  - Ивенко Л.И. в статье «О современных тенденциях развития программ МВА в Европе.» привел классификацию моделей бизнес-школ

Зарубежные «фишки»

Повсеместно применяются системы кредитных единиц: европейская ECTS (European Credit Transfer System, наиболее распространенная), USCS - американская система кредитов, CATS - британская система кредитов накопления и перевода, UCTS - система передачи университетских кредитов в странах Азии и бассейна Тихого океана. Эти системы описывают образовательные программы путем присвоения кредитных единиц ее компонентам (дисциплинам, курсам, и т.д.) в зависимости от различных параметров, таких как общая трудоемкость учебной работы студента, время контакта с преподавателем при освоении дисциплины учебного плана, результаты его обучения, с охватом в кредитах как самостоятельной, так и лекционно-семинарской работы.

Резкое увеличение внимания к самостоятельной работе. Интересно, что чем опытнее слушатели, тем меньше над ними контроль со стороны профессоров и тьюторов и короче формы аудиторной работы. Распространены различные методы самостоятельной работы как во время занятий (в виде отвлечения от работы с преподавателем на разбор кейсов и последующее обсуждение с активным участием слушателей), так и в виде работы в специально отведенных помещениях или с Интернетом в домашних.

EMBA

Альтернатива классическим программам full-time и part-time - это Executive MBA (EMBA) - программа обучения топ-менеджеров, имеющих серьезный опыт управления. EMBA - это возможность получить качественное бизнес-образование, продолжая работать. Практически все программы этого формата построены так, чтобы давать слушателям возможность совмещать учебу с профессиональной деятельностью.

Характерна компактность обучения (зачастую 1-2 дня в неделю) в трех разных формах:

1. Weekend (суббота-воскресенье – 8:45-21:45).

2. Каждую неделю 1 полный день (по вторникам).

3. Одна неделя (понедельник-суббота) в месяц.

При этом в дни учебы слушатели работают весьма интенсивно, по 13 часов, но программы несколько растягиваются (если очники обычно учатся 1 год, то вечерники и очно-заочники до 2 лет и более).

Надо сказать, что бум на Executive MBA начался примерно 10 лет назад и продолжается сегодня. Не менее популярен этот формат обучения и в России.

За рубежом не существует жестких критериев отбора на программы Executive МВА. Системы отбора построены так, чтобы определить реальное «наличие настоящего опыта» у поступающих в школу бизнеса.

Средний возраст студентов на EMBA выше, чем на других программах. Обычно им 35-37 лет, а опыт их практической деятельности составляет не менее десяти лет. Безусловное преимущество этой формы состоит в том, что слушатель может сразу же применять полученные знания в работе и решать задачи, стоящие перед ним в данный момент. Более чем в половине случаев обучение на EMBA оплачивают компании.

Обучение на EMBA часто привлекает студентов тем, что учебные модули обычно проходят в разных странах, что позволяет путешествовать по всему миру, общаться с лидерами крупного бизнеса как развитых, так и развивающихся стран. Такие поездки - удовольствие недешевое, и его можно отнести к категории эксклюзива.

Российское бизнес-образование изначально ориентировалось на лучшие западные образцы.

Хотя, конечно, здесь присутствует и некоторая национальная специфика.

Во-первых, это касается методов обучения. Как на Западе, так и в России часто используется так называемый case-метод. Его суть состоит в том, что слушателям дается описание определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности, или которая смоделирована как реальная. Студент должен накануне занятия ознакомиться с проблемой и обдумать способы ее решения. В классе в небольших группах происходит коллективное обсуждение приведенного случая из практики.

Во-вторых, на Западе редко можно встретить преподавателя, который занимается исключительно преподавательской или научной деятельностью. В большинстве своем они в настоящем или прошлом успешные руководители или консультанты. В России также постепенно преподавателей-практиков становится все больше. Качество бизнес-образования во многом определяется уровнем преподавания. На Западе работа преподавателя - это скорее хобби, чем источник основного дохода. Однако это, разумеется, не означает, что преподаватель будет работать бесплатно. Такой подход формирует другой взгляд и отношение к аудитории. Занятия с такими преподавателями проходят в форме живой беседы с аудиторией и обмена опытом, а не пересказа материала, предусмотренного учебной программой.

Сейчас в школах бизнеса идет переосмысление учебного процесса. Все больший процент преподавателей - это консультанты и руководители консалтинговых компаний и видные менеджеры-практики, добившиеся серьезного успеха и готовые поделиться опытом. Они часто читают профилирующие курсы именно в тех аспектах, на которых специализируются в своей деятельности, приводя программу в соответствие с конкретными потребностями рынка.

В-третьих, российские бизнес-школы постепенно приближаются по уровню цен к средним европейским программам МВА.

В-четвертых, в новых российских государственных требованиях к программам МВА снизилась аудиторная нагрузка (уменьшилось число контактных часов). Во всем мире также происходит сокращение программ МВА по срокам. Считается, что такой формат у бизнесменов более популярен, так как не требует больших временных жертв.

Наконец, в-пятых, в последние годы российские бизнес-школы начали активно интегрироваться в мировое образовательное сообщество. Большой шаг навстречу этому был сделан в 2007 году, когда целый ряд российских бизнес-школ получил престижную международную аккредитацию AMBA. Для наших программ это отличная возможность посмотреть на себя со стороны и сравнить уровень качества с лучшими мировыми образцами.

Материал подготовлен при участии специалиста медиаагентства Begin Media компании Begin Group Владимира Правоторова.



#5 внучка

 
внучка

    Администратор

  • Администраторы
  • 444 сообщений
 

Отправлено 15 Август 2016 - 15:30

2.3. Решает ли свои задачи российское бизнес образование?

Президент Российской Ассоциации Бизнес Образования Л.И. Евенко отвечает на вопросы редакции проекта РБК Обзоры рынков.

 

evenko-photo.jpg

В своих интервью Вы говорили, что российские МВА-программы отстают от потребностей современного бизнеса. Какую работу ведет РАБО для повышения качества и эффективности программ? 

Нужна ли какая-то особенная модель для российского бизнес-образования, или мы можем целиком опираться на западный опыт?- РАБО выполняет две важные задачи: во первых, мы создаем систему обеспечения качества образования, во-вторых мы обучаем людей - преподавателей и организаторов программ МВА. Мы хотим, чтобы общественно-профессиональная аккредитация играла не менее, а может быть, более важную роль, нежели государственная. Государственная аккредитация вообще сухая. Чиновник ориентируется на инструкцию, на какой-то стандарт, который прописан, пусть даже и с нашим участием. Но стандарт всегда не полон и не гибок - не способен успевать за происходящими изменениями. И поэтому лучше, когда этот стандарт дополняется хорошей экспертной работой. При поддержке министерства мы создаем такое сообщество с пулом независимых экспертов. Мы учим тому, как разработать хорошую программу МВА, как оценить программу МВА, как приблизить программу МВА к требованиям потребителя. В том числе, используем западный опыт. С другой стороны, мы проводим достаточно «пионерные» вещи, связанные с формулировкой образовательных результатов согласно новым Государственным требованиям. У нас, надо отметить, в сфере МВА чиновники оказались достаточно мудрыми людьми, чтобы довольно много функций передать профессиональному сообществу. Они создали Совет по программе МВА, который включает в себя ведущих специалистов по программам МВА. Там сидят руководители, директора, деканы ведущих школ, а также специалисты-эксперты. Ассоциация обновляет свои знания и передает их представителям из регионов. Кроме того, мы уже более 10 лет издаем профильный журнал "Бизнес-Образование". Мы регулярно проводим различные конференции. К тому же проводим конкурсы программ. В этом году, например, проводился конкурс на лучшую программу по маркетингу. Также важно то, что мы связаны с международными ассоциациями по вопросам бизнес-образования. Российские школы бизнеса уже начали получать иностранные аккредитации, и в этой сфере тоже необходимо взаимодействовать, в частности через РАБО.

Наша заслуга в том, что мы доказали, что образование может быть платным, и что мы создали и бережем этот сегмент рынка. Бизнес-образование взрослых - это сегмент рынка. Здесь должны действовать законы рынка, здесь должна действовать конкуренция. Должна быть умеренной роль государства, которое очерчивает рамки и в результате обеспечивает контроль, прозрачность. Мы фактически перекрыли "взяткоемкое" направление, поскольку, когда вопросами бизнес-образования занимаются профессионалы, они взятки не брать будут. Конечно, мы должны зарабатывать, но у нас многомиллионный образовательный бизнес. Нам важно, чтобы нам его не испортили, чтобы у нас были условия честной конкуренции и нормальной оценки качества. Мы не заинтересованы во взятках и мы их брать не будем, а чиновник может поддаться соблазну. Но в сегменте МВА, к чести сказать, не поддается.

 

Что Вы думаете об общем уровне подготовки российских менеджеров? В чем их сильные и слабые стороны?

- МВА везде МВА - в Китае, в Латинской Америке, во Франции, в России. Везде это американская модель. Это модель обучения профессиональному менеджменту. Ей можно противопоставить только германскую модель повышения квалификации, которая была и в Советском Союзе. Германская модель состоит в том, что у вас имеется массированное специальное высшее образование, а потом вы время от времени, раз в пять лет или чаще, проходите повышение своей квалификации, узнаете новое, учитесь на опыте и обрастаете навыками. Американцы по-другому рассуждают: вы получаете первое высшее образование - бакалавра (скажем, по инженерным наукам), а потом с перерывом на практическую работу учитесь, если на дневном - 2 года, если на вечернем - 2.5 -3.5 года и изучаете менеджмент как профессию. В комплексе осваиваете уже фундаментальные науки бизнеса. А российская специфика, возможно, выражается в том, что у нас немного другая аудитория - у нас все-таки многие готовы знать больше по разнообразным дисциплинам. Но глубже знать их они не всегда готовы. По сравнению с англичанами, японцами, самостоятельно учиться мы, в общем-то, не умеем. У нас обычно более насыщенный информацией курс, но мы хуже знаем свой реальный бизнес. Российскому бизнесу в понятном значении всего лет 15, у нас еще нет достаточного количества бизнес-кейсов. Поэтому нам приходится использовать саму аудиторию как ресурс конкретных знаний и практического опыта.

 

У нас все еще верят в модель специалиста. Специалист - это человек, который хорошо что-то знает в своей узкой области. А в МВА речь идет о дженералисте, который может больше синтезировать, чем углубляться. Это и есть задача менеджера. Мы еще не очень хорошо умеем развивать так называемые soft skills - личностные квалификации. Развить способность принятия решений - вот основная задача. Сейчас в отечественном бизнес-образовании обсуждается и внедряется новый подход, новая философия - как создать программу, исходя из конечных образовательных результатов. Вы же хотите, чтобы у вас человек не просто знал, как продать, но и чтобы он умел продать, умел построить стратегию с учетом понимания своих рынков, понимания какие должны быть товары, как работать с потребителем и еще умел организовать эту функцию внутри фирмы. Мы хотим создавать программы МВА, приближенные к современному пониманию того, что такое бизнес-образование, ориентированные на результат

 

Расскажите, пожалуйста, про совместные программы с западными школами.

- Когда ругают современную молодежь, я этого не понимаю. Я в сфере экономического знания уже полвека. И я скажу, что в принципе аудитория по способностям, по крайней мере, в худшую сторону не отличается. Люди разные. Аудитория бывает разнообразной. Однако могут они быть эффективными управленцами или нет, зависит от многих факторов. Приходит достаточное количество людей, которым лучше этим не заниматься. И мое убеждение, что все-таки больше виноваты в низких результатах преподаватели, чем слушатели. Многие наши нынешние преподаватели - это тоже наследие прошлого. Они варились в собственном соку в отрыве от мировых тенденций в менеджменте, да и в прикладной науке, многие оказались неспособными работать в бизнес-образовании. В большинстве школ бизнеса большие проблемы с преподавательским составом. Потому что даже в элитных школах, к сожалению, обучающиеся менеджеры не любят и не умеют делать самостоятельную работу. А в бизнес-образовании самостоятельная работа имеет колоссальное значение. И преподаватели не умеют, не знают, как эту работу организовать. Еще одна проблема - весьма значительная часть действующей профессуры не знает английского языка, следовательно, многие источники для нее недоступны. Они не читают, не следят за последними международными новостями. В вузах нет систем доступа к журналам, к корпоративным отчетам. Это достаточно дорого и вузы на это не тратятся. Если бы это было, то и преподаватель был бы другой и слушатель был бы другой. Пока не развита инфраструктура для эффективной работы. И еще важный вопрос - нет педагогического образования. Наших преподавателей неплохо было бы просто поучить. Нет курсов, которые бы давали знания, как учить взрослых людей.

 

Наша аудитория слушателей школ бизнеса достаточно пестрая. Те, кто учится на МВА, это все-таки элита. А основная масса часто на выходе недостаточно подготовлена. И даже элита выпускников не совсем дотягивает до тех высоких требований, что предъявляет корпорация - предлагается зарплата полмиллиона долларов в год, а человека нельзя найти. Разрыв между бизнес-школой и бизнесом в России есть, хотя и за рубежом тоже. Он, конечно, сокращается. Наша миссия - не только учить людей ради карьеры, но и ради формирования среднего класса в обществе с менталитетом убежденных рыночников, предпринимателей и бизнесменов. Это уже более или менее получается. А с руководителями высшего звена труднее, потому что они формируются не только образованием, но и под влиянием других факторов.

 

Насколько российское бизнес-образование соответствует ожиданиям слушателей? Как представители бизнеса могут повлиять на подготовку эффективных программ МВА?

- Сейчас у нас нет проблем с западными партнерами. Они к нам относятся достаточно серьезно. Поскольку бизнес-образование - это бизнес, мы реализуем программы, за которые достаточно заплатят. Раньше считалось, что все иностранное хорошо, но сейчас начали осознавать, что будут отдавать значительную часть своих доходов иностранцам. За что? За то, что они будут наших российских менеджеров учить по тем же учебникам, что уже переведены? С западными преподавателями есть ограничения по языку, поскольку люди должны учиться на иностранном языке. У них немного другая метода обучения - давать не так много, но глубже. Но у нас не всем нравится, когда им разжевывают. Иногда приезжают известные преподаватели, профессура с запада и не смотрятся в нашей аудитории - мол, «объясняют одно и то же несколько раз». Но, с другой стороны, лучшие зарубежные профессора - носители нового, и идей, и опыта, а это дорогого стоит.

 

 - Для получения соответствующего бизнес-образования зрелому человеку нужно время. Но время дорого. У нас практически нет сегмента дневных, очных программ. Довольно мало людей готовы отвлечься от работы. Время - серьезный вопрос. Пока еще российское МВА - это не Гарвард и не Стэнфорд. Мы продвигаем выпускников в их карьере, но не гарантируем, что это будет резкий взлет. Тем более существуют школы, которые дискредитировали свои дипломы, а менеджеры дискредитировали свой статус выпускника российской школы бизнеса.

 

Программы составляются разные. Даже при хороших вузах не всегда получается создать хорошую программу МВА. Человек приходит на программу МВА, а она - салат оливье. В аудитории выступает множество людей, но это не привязано к действительности, к реальным проблемам бизнеса, особенно российского.

Один из наших основных недостатков - слабость исследований в области управления. Потому что деньги за эти исследования должен платить тот же бизнес. А бизнес не платит. Часто полноценные исследования по бизнесу и менеджменту делают энтузиасты.

 

Бизнес должен понять, что без образования хорошего ничего не будет, широкомасштабного кадрового голода не ликвидируешь. Т.е. на здравом смысле далеко не уедешь. Когда мы создадим критическую массу солидных, полноценных школ бизнеса, это будет хорошо для всех. Для этого бизнес должен не только издали смотреть, что там происходит с бизнес-образованием, но и инвестировать в это образование. Бизнес должен делать шаг навстречу школам бизнеса. Нужно сидеть в попечительских советах, нужно давать конкретные рекомендации по содержанию программ. Это не значит, что все быстро начнет реализовываться. Тут два аспекта - академический и практический, прагматический. Практикам нужно идти в аудиторию и самим вести семинары, но при этом накапливать и свой научный уровень ради содержательных обобщений и выводов. Мне кажется, что сделать шаг навстречу друг другу бизнесу и бизнес-образованию - это то, что особенно необходимо именно сегодня.


Источник:  www.b2b-expert.info







Темы с аналогичным тегами аналитика, обзоры

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных